14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Закон о приватизации

Приватизация недвижимостиВопросы частной и государственной собственности во все времена остро стояли в любом обществе в не зависимости от уровня развития и социально-экономического статуса. Весьма актуальны они и в наши дни. Для частичного урегулирования взаимоотношений между государством и гражданами «придумали» такое понятие как приватизация. Этот процесс являет собой процедуру индивидуальной передачи государственной (муниципальной) собственности в руки частника.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации все сферы деятельности человека регулируются принятыми законодательно-правовыми актами. При этом стоит обязательно помнить, что существуют и определенные законы более высокого ранга значимости, например, Конституция РФ, а также нормы международного права. Так для описываемого в статье порядка приватизации недвижимости предусмотрен специальный «Закон о приватизации». Принят он был еще на заре пресловутой перестройки, но за прошедшие десятилетия претерпел много изменений и дополнений.

Стоит отметить, что данный закон предусматривает всего 8 глав, которые включают в себя соответственно 46 статей. При этом каждая из них призвана дать правовую оценку определенным вопросам и практическим аспектам, которые возникают в той или иной ситуации при проведении приватизации. По крайней мере, законодатели постарались учесть все возможные нюансы.

Базовый закон и внесенные изменения

Понятно, что идеальных законов не бывает, поэтому на протяжении всего периода действия сего документа в него постоянно вносились изменения, дополнения, выносились определения и постановления, призванные в значительной степени улучшить практическое применение данного закона. И здесь можно выделить следующие документы федерального значения:

  • сам базовый закон (в исходной интерпретации) от 04 июля 1991 года за номером 1541-1;
  • редакция данного закона за номером 4199-1 от 23 декабря 1992 года;
  • федеральный закон №26-ФЗ от 11 августа 1994 года, №50-ФЗ от 28 марта 1998 года, №88-ФЗ от 01 марта 1999 года; №54-ФЗ от 15 мая 2001 года, №55-ФЗ от 20 мая 2002 года, №153-ФЗ от 26 ноября 2002 года, № 58-ФЗ от 29 июня 2004 года, №122-ФЗ от 22 августа 2004 года, №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, №84-ФЗ от 11 июня 2008 года;
  • Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №25-П от 03 ноября 1998 года, №6-П от 15 июня 2006 года;
  • Определение Конституционного Суда Российской Федерации №316-О от 10 декабря 2002 года.

Как видно из вышеизложенного, данный закон пользовался у законодателей большим вниманием на протяжении всего времени его действия на территории страны. Более того, он все время являлся, да и в наши дни является, очень популярным среди простых обывателей. Даже сам процесс приватизации, не говоря уже об отдельных статьях сего документа, вызывал массу самых разных споров, дискуссий, обсуждений.

Для кого-то процесс приватизации стал настоящим Клондайком (речь идет, как вариант, о нынешних «олигархах» разных уровней), для иных, наоборот, банкротством или сокращением с работы. В течение всего этого времени переходящие в частную собственность предприятия то развивались и прогрессировали, то банкротились, периодически менялись владельцы, изменялись формы правления. Как говорится, жизнь шла своим чередом.

И именно вопросы и нестыковки, которые периодически появлялись, становились причинами пересмотра «Закона о приватизации» со стороны законодательных структур. Кстати, обратите внимание, что интерес депутатов и Конституционного суда к данному процессу был весьма интенсивен. Изменения вносились, порой, в двухмесячный промежуток времени.

Первая глава

Как и в любом ином документе подобного формата, в первой главе излагаются все общие положения, относящиеся именно к этому процессу. Кроме того, в главе №1 формулируются важные для четкого понимания информации в дальнейших статьях определения и термины. Это необходимо обязательно прописывать, поскольку закон и так не всегда трактуется однозначно те или иные тонкости, что приводит и приводило ранее к большому количеству судебных разбирательств.

Кстати, двоякость понимания тех или иных терминов привело к появлению такого явления как «рейдерские захваты» собственности. В основе этого не очень приятного для общества и особенно государства процесса лежит разная трактовка законодательного акта судьями разных судебных инстанций. Умышленно это происходит или в силу специфики профессиональной деятельности – вопрос, не относящийся к данной статье, но факт остается фактом. И наиболее эффективным способом борьбы с рейдеровскими технологиями является четкость формулировок всех без исключения терминов и понятий.

В дополнение в первой главе рассказывается о том, кто может быть законодательно покупателем муниципального или федерального имущества, перечисляются задействованные законодательные акты, определены параметры компетенции не только правительства Российской Федерации, но и иных органов действующей власти, которые в той или иной степени имеют отношение к процессу приватизации.

Вторая глава

В этой главе сделан акцент на описании процесса планирования будущего преобразования имущества из государственной или муниципальной собственности во владение частного лица или группы лиц. Так, в частности, в статьях с 7 по 9 описывается форма и порядок прогнозного плана, а также речь идет о разработке и дальнейшем отчете о соблюдении и плановом выполнении данного прогнозного плана. Вообще, прогнозирование – штука весьма неблагодарная, а порой, даже рисковая. Но без этого плана процесс преобразования муниципальной или федеральной собственности вряд ли будет цивилизованным. К сожалению, особую актуальность данное утверждение имеет для нашей страны.

Главы третья и четвертая

Эти главы без натяжки можно назвать «сердцем» всего документа. Именно здесь регламентируется способы и порядок процесса приватизации муниципального либо государственного имущества. Согласно приведенных в главах статей порядок процесса приватизации производится с учетом следующих аспектов:

  • определение состава соответствующего имущества, которое в дальнейшем будет преобразовано;
  • оценка стоимости;
  • определение способов приватизации;
  • принятие решений о необходимых условиях процедуры;
  • обеспечение информационной поддержки;
  • фиксация и регистрация необходимых для предоставления в соответствующие органы документов.

Опять же, в соответствии со статьями третьей и четвертой глав допускается определенное количество способов проведения процедуры приватизации:

  • Аукцион. Принцип реализации конкретного имущества весьма прост – кто больше заплатит, тот и хозяин.
  • Конкурс. Суть, в принципе, весьма схожа с пунктом 1 – соответствие определенным требованиям и оптимальные условия.
  • Формирование ОАО. Речь идет о выпуске и дальнейшей реализации акций предприятия на специализированных площадках.
  • Публичное предложение.

Кратко об остальных главах

Понятно, что отдельные здания, строения, земельные участки и так далее представляют для потенциальных инвесторов особый интерес. К ним можно отнести, например, отдельные земельные участки, представляющие государственный и международный интерес, элементы культурного и исторического наследия, комплексы унитарных предприятий и иное имущество. И так просто разбрасываться ими государство, естественно, не будет. Именно по этой причине и появилась в законе о приватизации глава под номером пять. Именно здесь и прописаны все нюансы и особенности разрешенного законом процесса смены собственника.

В шестой статье четко (насколько это возможно) регламентируется оплата сделки, а также распределение поступающих денежных средств. Данная глава также вызывает часто различные споры, поскольку суммы в этом деле вращаются далеко немаленькие, что приводит к процветанию различного рода коррупционных схем. В отдельной главе (седьмой) рассмотрены положения и особенности создания открытых акционерных обществ, сформированных на базе государственных предприятий. В последней главе рассматриваемого закона описаны переходные, а также заключительные аспекты и положения.