14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Порядок регистрации фирмы

Говорят, успешный бизнес начинается с идеи. Не будем спорить, а лишь расскажем о том, с чего начинается реализация бизнес-идеи — о регистрации компании. Эта юридическая процедура — не просто формальность, она играет важную роль. Во-первых, ведение бизнеса и получение прибыли без регистрации незаконно. Во-вторых, во время регистрации владелец определяет форму будущей компании, а от этого зависит, по каким правилам она будет работать. И, в-третьих, от того, насколько прост или сложен порядок регистрации фирмы в стране, зависит сама возможность воплотить идею в жизнь.

Когда регистрация запутана и требует много времени и денег, не каждому по силам довести ее до конца. Простота создания фирмы — один из факторов, который оценивает Всемирный банк при составлении рейтинга «DOING BUSINESS». Верхние строчки в нем занимают страны, в которых созданы все условия для комфортного ведения бизнеса. К слову, Россия занимает в нем 92 место. Тем не менее, мы попробуем описать порядок регистрации фирмы максимально понятно и просто.

Первый этап — определение правовой формы

Как уже говорилось, от организационно-правовой формы компании зависит многое: как будут уплачиваться налоги, какую ответственность несут учредители, если у компании возникают долги, и так далее. Для малого бизнеса наиболее приемлемыми являются форматы ООО и ИП. В частности, потому, что для них предусмотрена упрощенная система налогообложения. О переходе на нее лучше сообщить сразу, в момент регистрации, поэтому нужно заранее определиться, какой вариант УСН для вас предпочтительнее: платить 6% от всех поступлений в бюджет или 15% от чистой прибыли.

Второй этап — документы для налоговой

Пакет документов для ИП и ООО различен. Главное отличие заключается в том, что для ООО необходимо подготовить учредительные документы: решение собрания о создании общества, устав фирмы, который может быть типовым, и документы, подтверждающие создание уставного капитала — не менее 50% от минимальной суммы, которая составляет 10 тысяч рублей. Общим и самым важным документом является заявление о регистрации юридического лица, но заполняется оно по разным формам: для ООО — это форма Р11001, для ИП — форма Р20011. Внимание здесь стоит обратить на коды ОКВЭД — указывая их, вы определяете, чем будет заниматься предприятие. Кроме того, предпринимателям необходимо заплатить 4 000 рублей пошлины за регистрацию.

Третий этап — регистрация в социальных фондах и изготовление печати

Налоговая служба направляет информацию о зарегистрированной фирме в Пенсионный фонд, ФСС и другие фонды. Компания должна получить уведомления от них о постановке на учет, а также письмо от Росстата о присвоении различных кодов — ОКОГУ, ОКАТО и других. Кроме того, нужно изготовить фирменную печать.

В начале 2014 года Минэкономразвития предложило исключить изготовление печати из процедуры регистрации фирмы, чтобы улучшить показатели привлекательности бизнеса и продвинуться в упомянутом выше рейтинге Всемирного банка. В случае их принятия процесс регистрации сократился бы на один день и подешевел на 900 рублей. Однако пока это всего лишь проект, и без получения печати компания не считается зарегистрированной и не может начинать работу.

Обязательным условием организации именно строительного бизнеса является вступление в саморегулируемую организацию (СРО), для этого необходимо подготовить пакет документов и сделать взносы. Допуск СРО в строительстве, проектировании (на проектные работы, на генподряд и т. д.) по сути, заменяет собой лицензию, выдачей которой раньше занималось государство.