14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Верховный суд РФ

Верховный судСудебная система любой страны, в том числе и России, в какой-то степени может считаться отражением «здоровья» государства. Независимость и объективность всей этой многоуровневой структуры определяет целостность и уровень развития гражданского общества. И на верхней ступени всей этой пирамиды располагается Верховный Суд РФ. Данный высший судебный орган осуществляет следующие функции:

  • соответствующий процессуальный контроль, установленный федеральными законами, по административным, уголовным и иным делам;
  • контроль над подчиненными судами в области общей юрисдикции;
  • дает необходимые разъяснения в вопросах, связанных с аспектами судебной практики;
  • продвигает законодательные инициативы, но только в сфере, которая сопряжена с его полномочиями;
  • анализирует деятельность президента и выносит соответствующее заключение о присутствии в действии последнего определенных признаков преступления (при наличии конкретных обвинений со стороны Государственной Думы в совершении тяжких преступлений, например, государственной измене);
  • признание недействительными рассматриваемых подзаконных актов, которые приняты к исполнению иными государственными органами и структурами;
  • решение тех или иных избирательных споров, которые часто возникают как на этапе предвыборной компании, так и после оглашения результатов.

В соответствии с вышеизложенным, основополагающей задачей Верховного Суда является обеспечение конституционных гарантий со стороны государства, а также защиты свобод и прав всех граждан страны, независимо от уровня доходов и социального статуса.

Состав Верховного Суда

В состав Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с действующей на данный момент Конституцией страны входят председатель, установленное законом количество заместителей, а также члены суда. Стоит отметить, что законодательно назначение, впрочем, как и снятие всех членов данного суда – процесс весьма сложный и специфический. Сделано это в целях исключения любой возможности давления на судей со стороны всех ветвей власти, в том числе законодательной и исполнительной.

Кто может занять вакантные должности?

Все образующиеся вакантные должности могут быть замещены исключительно в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Так, например, любой судья может быть назначен только по представлению действующего президента Советом Федерации. При этом избран может быть далеко не любой выпускник юрфака. К кандидатам предъявляются самые серьезные требования, некоторые из них прописаны законодательно. Так, судья Верховного Суда нашей страны не может быть моложе 35 лет. При этом его практический опыт на должностях, связанных с полученной юридической специальностью, должна быть не менее 10 лет, а это серьезный стаж.

Как показывает практика, должности судей в данной юридической структуре занимают действительно опытные практики, которые сами прошли все ступени и стадии судебной карьеры. Этот факт немаловажен для сохранения репутации Верховного Суда и объективности его деятельности. При этом необходимо отметить, что статус судьи никак не отличается от статуса иных коллег низшего ранга. Все аспекты определяются общим Законом о статусе судей в Российской Федерации.

Полномочия председателя суда и его заместителей

Председатель, как и положено руководителю, обладает рядом полномочий, которые позволяют решать ряд вполне существенных задач. Так председатель в рамках действующего законодательства приносить протесты на те или иные приговоры и решения, постановления или определения по судебным делам. Он организует, а также руководит процессом сбора и обработки информации по судебной практике в стране, формирования статистических выкладок. Председатель вправе выносить соответствующие постановления в общественные организации, государственные органы, а также частным лицам о необходимости в установленные сроки устранить нарушения закона. В дополнение может быть вынесено постановление об устранении условий и причин, которые способствовали или могут поспособствовать нарушению действующего законодательства.

Кроме вышеперечисленного, председатель Верховного Суда РФ созывает Президиум и Пленум Верховного суда, где он председательствует, а также предлагает на рассмотрения все вопросы, которые будут рассматриваться Пленумом или Президиумом. Кроме вышеперечисленного, он имеет полное право председательствовать на Коллегии Верховного суда, какое бы дело на нем ни рассматривалось.

Заместители председателя, кроме своих судебных обязанностей в соответствии с установленным законом распределением должностных функций, осуществляют общее руководство структурными подразделениями, а также судебными коллегиями, в которых они принимают непосредственное участие.

Пленум

В заседаниях пленума кроме представителей самого суда (председатель, а также его заместители и уполномоченные судьи) принимают активное участие Министр юстиции и Генеральный прокурор. Причем второе из перечисленных должностных лиц присутствует обязательно. На заседаниях рассматриваются общие вопросы судебной статистики и практики. Результатом являются сформулированные разъяснения для подчиненных судебных инстанций, касающиеся вопросов исполнения действующего законодательства Российской Федерации. При решении вопросов, связанных с вынесением разъяснений, на заседания для предоставления необходимой информации могут быть приглашены представители не только Верховных Судов отдельных республик, но даже областных и городских судов.

Президиум

Президиум состоит из 13 судей, которые назначаются в обязательном порядке Советом Федерации. При этом список кандидатов представляется в Совет Федерации председателем Верховного Суда. Как правило, в состав Президиума входят: сам председатель, его заместители, а также наиболее опытные и уважаемые судьи. Стоит отметить, что заседания данного судебного органа должны и проводятся не реже, нежели один раз в месяц. Событие может быть признано легитимным, если в заседании приняло участие простого большинства членов.

Президиум в рамках своих полномочий решает следующие задачи:

  • в пределах допустимых законодательством полномочий рассматривает определенного рода судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в порядке надзора;
  • производит анализ судебной статистики;
  • рассматривает материалы обобщения, анализа и изучения судебной практики;
  • рассматривает возникающие и текущие вопросы в области организации работы аппарата Верховного Суда и судебных коллегий;
  • оказывает необходимую помощь подчиненным судам в области грамотного и объективного применения действующего законодательства. При этом информация координируется с Министерством юстиции Российской Федерации.

Судебные коллегии

На сегодняшний день существует три вида коллегий Верховного суда Российской Федерации: по уголовным делам, по гражданским делам, а также стоящий несколько особняком Военный суд. В первых двух случаях судебные коллегии осуществляют свою деятельность в соответствии со своими полномочиями и могут выступать в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, в кассационном порядке, а также по вновь открывшимся в деле обстоятельствам.

Военные суды, как и все остальные, входят общую судебную систему Российской Федерации. Их задача осуществлять правосудие во всех родах войск, а также иных формированиях, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрена военная служба. Как известно, в отношении военных судов принято применять принятые постановления о так называемых военных трибуналах.

В заключение стоит отметить, что в определенных кругах бытует мнение о нецелесообразности применения практики в области разъяснения вопросов, связанных с судебными решениями. В них видят возможность определенного давления со стороны Верховного Суда РФ на нижестоящие судебные инстанции. Возможно, так и было во времена Советского Союза и на заре становления современной государственности, поскольку в те времена эти разъяснения носили обязательный характер. В наши дни они, как и положено, несут исключительно рекомендации и служат для единения практического применения права.