14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Принципы правовой экспертизы

В основе понятия принципов правовой экспертизы лежит комплекс идей, применение которых помогает достигать качественных результатов при проведении юридического анализа документов.

 

Проведение правовой экспертизы опирается на общие принципы, характерные для проведения других видов экспертиз, например, экологической, научной, антикоррупционной и так далее.

Вот эти принципы:

 

Соблюдение прав и свобод физического или юридического лица. Эксперт в первую очередь обращает внимание на то, насколько документ соответствует международным и федеральным основам правовых норм. Дискриминирующий документ не может считаться законным.

 

Научность. Правовая экспертиза проводится на основе тщательно разработанной и выверенной научной методики. Алгоритм проверки четко определен.

 

Независимость. Эксперты, которые занимаются анализом документов, не должны быть заинтересованными лицами, поскольку это может привести к тому, что оценка будет субъективной. Из этого следует следующий принцип.

 

Объективность. Экспертиза проводится в соответствии с обоснованными и достоверными методами, которые применяются для получения и толкования результатов анализа. Эти методы исключают возможность субъективной оценки.

 

Профессионализм. Только квалифицированный эксперт имеет право проводить правовую экспертизу. Предпочтительнее, если он специализируется в той сфере юриспруденции, документы которой оценивает.

 

Своевременность. Правовая экспертиза носит превентивный характер, то есть документ нужно проверять до его подписания и вступления в силу. Ряд документов нужно также анализировать поствременно, если были отредактированы законы, которые касаются данного нормативного акта.

 

Полнота. Документ, проверяемый частично, может иметь ряд ошибок, которые эксперт упустит из вида, если перед ним будет стоять задание проверить только определенную часть документа или оценить нормативно-правовой акт по определенному критерию. С другой стороны, этот принцип не касается тех юридических экспертиз, которые проводятся повторно, если нужно проанализировать только какой-то спорный момент документа.

 

Соответствия заявленным вопросам. Правовая экспертиза не может считаться проведенной, если ряд пунктов остался без ответов. Эксперт обязан проводить экспертизу в первую очередь для выяснения тех вопросов, которые перед ним были поставлены заявителем.

 

Финансовая обеспеченность. Правовая экспертиза требует глубоких знаний, наличия информативной базы. Специалист затрачивает определенное время на анализ данных, поэтому любая экспертиза финансируется должным образом. Однако этот принцип является спорным на практике, поскольку в последнее время эксперты, анализирующие, например, судовые решения, должны это делать безвозмездно с целью исключения субъективности оценки.

 

Всеобщность или обязательность. Основополагающие документы обязательно должны проходить правовую экспертизу. Этот принцип не распространяется на локальные текущие документы, поскольку это усложнило бы внутреннее документопроизводство организаций.

 

Гласность. С результатами экспертизы имеет право ознакомиться любое заинтересованное лицо. Информация о результатах экспертизы также может быть доступной для общества, в том числе через СМИ.

 

Проверяемость. Результаты экспертизы должны быть четко обоснованными – каждую найденную ошибку эксперт обязан аргументировать. В случае необходимости правовая экспертиза может быть повторной, поэтому ее выводы должны иметь четкие ссылки на действующее законодательство.

 

Ответственность. Эксперт должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки, влияют на то, какое решение будут принимать лица, обратившиеся к нему. Отметим, что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут ответственность согласно законодательству.

 

Иерархия. Правовая экспертиза опирается на те нормативно-правовые акты, которые стоят на верхней планке законотворчества, в первую очередь – на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, законы и подзаконные акты президента, правительства, федеральных органов и так далее.

 

Взаимосвязь. Помимо принципа иерархии в процессе проведения правовой экспертизы важно также учитывать те нормативно-правовые акты, которые регулируют подобные отношения с проверяемым документом. Иногда именно сопоставление со смежными действующими и законными документами является одним из ключевых моментов для экспертного заключения.

 

Приведенные выше принципы правовой экспертизы являются межотраслевыми, поскольку характерны и для других видов экспертиз. Кроме того, данные принципы являются основными, но пока четко не прописаны на законодательном уровне.