14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Субъекты защиты прав потребителей

Кто такой потребитель?

Потребитель – это, в первую очередь, лицо, намеренное осуществить заказ товаров и услуг или приобрести их. При этом его нужды должны быть домашними, семейными, личными или любыми другими, за исключением нужд, которые связаны с деятельностью разного рода предпринимателей. Защита прав потребителей может осуществляться как общественными организациями, так и государством. Меры, которые принимаются для защиты прав потребителей необходимы для того, чтобы урегулировать отношения между потребителем определенной услуги или товара и субъектом предпринимательства. К субъектам предпринимательской деятельности можно отнести продавцов, изготовителей, а также исполнителей определенного товара или услуги.

Кто относится к субъектам защиты прав потребителей?

Именно потребители выступают как субъекты защиты потребительских прав. Также, в определенных случаях, помимо самого потребителя, субъектами защиты потребительских прав могут являться органы местного самоуправления, Российский потребительский надзор (Роспотребнадзор) и его органы, а также такие юридические лица, как общественные объединения, союзы, ассоциации потребителей.

Какие документы обеспечивают защиту потребительских прав?

Защита прав потребителей обеспечивается Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Также права потребителей защищаются при помощи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Какие права есть у потребителей товаров или услуг?

Закон «О защите прав потребителей» содержит внушительный перечень прав, которые имеют потребители. Самым первым и, пожалуй, самым главным правом является право на качество товаров, услуг, а также работ. Это значит, что основной обязанностью продавца является продажа товара надлежащего качества. Исполнитель же обязан оказать качественную услугу. Товар или услуга являются качественными, если они соответствуют договору, который заключен между продавцом и покупателем, и необходимым требованиям Закона, являются пригодными для определенных целей и соответствуют описанию или образцу. Если покупателю удается доказать, что товар, который он приобрел, ненадлежащего качества, он получает право на то, чтобы убытки были возмещены.

Помимо данного права, потребители имеют право на безопасность приобретенных им услуг или товаров. Так, товары и услуги не должны причинять вред здоровью потребителя или окружающей среде. Они не должны представлять опасность для его жизни и имущества.

Права на возврат денег, которые были уплачены за товар или услугу, снижение цены товара (в определенных случаях), а также его ремонт. Потребитель опирается на данные права в случае, если в купленном товаре обнаруживается серьезный недостаток. При этом необходимо отметить, что реализация данного права зависит от множества факторов, таких, как тип (категория) товара и наличие или отсутствие гарантии на товар.

Безусловно, мы перечислили отнюдь не все права, которыми обладают потребители. Полный их список содержится в Законе о защите прав потребителей.