14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Новые законы 2014 года – идеи хорошие, но без фарса не обошлось

Законы 2014 годаЗаконы страны во все времена выступали своего рода индикатором здоровья общества. Именно по этой причине в законодательных органах восседали, по определению, самые талантливые, умные и любящие Родину люди. Правда, как показывает практика, эта догма не всегда соответствовала действительности, да и сейчас едва ли соответствует. И тому ярким подтверждением являются новые законы 2014 года. Среди них наблюдаются вполне адекватные проекты, но присутствуют и откровенно смешные и нелепые, например, о кружевном женском белье. И в этом плане мы уверенными шагами двигаемся в сторону Америки с их старыми законами, ставшими притчей во языцех. Но будем разбираться по порядку.

Бюджет

Один из основополагающих законопроектов, который принимается к началу любого года, - это планирование бюджета государства на предстоящий год. На текущий период никаких особо оригинальных юридических инноваций в принятом проекте специалистами не замечено, хотя, естественно, без нововведений не обошлось. Среди них стоит особо выделить следующие аспекты бюджета, которые будут интересны в первую очередь простому обывателю:

  • Если еще в начале 2013 года дефицит планировался в размере 143,6 млрд. рублей, то в текущем уже порядка 390 млрд. рублей, что в относительной проекции составляет 0,5% ВВП. Может, это и небольшое значение, но тенденция, как говорится, заставляет задуматься.
  • Стоит отметить, что бюджет рассчитывали, исходя из средневзвешенной цены на добываемую нефть в размере $93 за один баррель. При этом предусмотрен 3% рост отечественной экономики за отчетный период. Но эти показатели, по мнению многих экспертов, вызывают очень серьезные сомнения. И речь идет даже не о том, что выставлен столь серьезный уровень роста, а о «взятой с потолка» (по словам оппозиции) стоимости нефтепродуктов. Но здесь дискуссии уже не имеют значения – время покажет, кто прав, а кто сильно ошибался.
  • Показатель инфляции бюджетом страны на 2014 год запланирован в 5%.
  • Стоит отметить, что с 1 января вступила в силу заморозка тарифов, устанавливаемых так называемыми естественными монополиями, для предприятий промышленного сектора. Если говорить о простых обывателях, то цены могут вырасти не более, нежели показатель инфляции, который умножен на 0,7. Как видим, цены на газ и свет в относительном выражении должны уменьшаться. Опять же, сможет ли государство выполнить данный пункт, сказать сложно.
  • Социальные выплаты будут также индексироваться на величину инфляции, то есть на 5%. Так, например, материнский капитал составит 429 500 рублей.

Необходимо сказать, что предложенный вариант бюджета в общем и целом устроил большинство экспертов. Общее мнение: «Не без изъянов, но вполне сносно».

Долгожданные изменения в области государственных закупок

Старый закон под номером 93-ФЗ очень у многих, можно сказать, практически у всех, вызывал если не резкую критику, то вполне оправданное и справедливое негодование. Более того, он стал в какой-то степени нарицательным в плане «развития» бюрократии в стране. На смену ему пришла контрактная система. Пожалуй, с точки зрения перспектив развития государства, борьбы с коррупцией, а также пресловутым отечественным разгильдяйством – наиболее приемлемый вариант.

Разработчики законопроекта смогли убедить и законодателей, и исполнителей, и простых граждан в том, что контрактная система сможет обеспечить решение следующих задач, которые остро стояли при предыдущем подходе:

  • прозрачность и открытость в области государственных закупок;
  • повышение профессионализма исполнителей в результате возможности большего выбора со стороны заказчика;
  • стимулирование внедрения инновационных технологий;
  • увеличение ответственности не только государственных и муниципальных структур за конечный результат, но и исполнителей, чего не наблюдалось, по крайней мере, на практике, ранее;

Справедливости ради необходимо сказать, что закон о государственных закупках не менее жестко подходит и к обязанностям заказчика. Теперь он должен обосновывать необходимость осуществляемой закупки, начальную стоимость будущего заказа и иные аспекты. Кроме того, заказчик будет вынужден вводить нормирование по отношению к услугам, товарам, работам, которые включены в госзакупку.

Очень интересным и необычным для нашей страны (по крайней мере, с точки зрения менталитета) является еще одно нововведение. И заключается оно в том, что для отдельных производимых закупок предусмотрено так называемое общественное обсуждение, в том числе и с применением сети Интернет. Следствием подобного рода дебатов могут стать отдельные, а порой и существенные, изменения в представленную документацию той или иной закупки, а в определенных ситуациях по результатам может быть и отмена процедуры. Именно это во многом способствует, по мнению большинства специалистов, искоренению коррупционных схем, по крайней мере, многих из них.

В дополнение стоит отметить, что правительство имеет право вето на сотрудничество в этой области с иностранными компаниями, что в значительной степени защищает отечественного производителя и исключает необоснованный отток валютных ресурсов за пределы страны. Механизм этого процесса с юридической и «бытовой» точки зрения пока еще не до конца отрегулирован, но, как говорят в народе, мысль правильная.

Богатым придется раскошелиться больше

В новых законах 2014 года не обошли стороной и состоятельных людей. Им теперь придется платить больше – введен так называемый налог на роскошь. Понятно, что для подавляющего большинства наших соотечественников данный законопроект не имеет особого значения: никаких неприятностей, да и дивидендов, не принесет, разве что некоторые получат моральное удовлетворение. Бюджет также особо не пополнится, но общественный резонанс данная идея вызвала нешуточный.

Нововведения коснутся как недвижимости, так и автомобилей. Если говорить о недвижимости, то «роскошным» будет считаться имущество, суммарная стоимость которого превысит отметку в 300 млн. рублей. Все строения дешевле указанной суммы будут облагаться налогом в 0,1%, даже в том случае, если речь идет о незавершенных объектах.

В отношении дачников законодатели сделали определенную поблажку – и это правильно. От общей площади принято решение отнимать 20 кв. м. Если строение в эту площадь «не вписывается», то налог обнуляется. В остальных случаях он составляет от 0,3% до 1,5% в зависимости от типа строения и назначения земель.

Для автомобилей введены так называемые повышающие коэффициенты – чем дороже и новее машина, тем, соответственно, выше и коэффициент. Так, например, для авто дороже 10 млн., но не старше 20 лет (Феррари, Ламброджини, Ролс-Ройсы и так далее) сумму придется умножать на 1,5. Как известно, базовая ставка зависит от мощности установленного двигателя. При этом сумма может в разных регионах немного отличаться в зависимости от местных нормативных документов.

У мигрантов появились дополнительные проблемы

Еще одним весьма резонансным нововведением стало введение нового закона 2014 года о мигрантах, прибывающих из стран СНГ. С самого начала действия новых положений право въезда в страну лишились на достаточно длительные сроки (от 3 до 10 лет) порядка 500 тысяч граждан соседних государств. Запретные нормативы теперь действуют на иностранцев из стран СНГ, которые совершили на территории России несколько правонарушений, были депортированы или превысили допустимый срок, который установлен законодательством для пребывания в стране.

Хорош или плох данный закон – вопрос весьма сложный. Все дело в том, что он имеет две стороны медали. С одной, – это в значительной степени поможет снизить криминогенную обстановку, особенно в крупных городах, а также конфликты на межрелигиозной и межнациональной почве. С другой, – это все-таки серьезный удар по экономике страны. Что бы ни говорили, но дешевая рабочая сила способствует развитию производств. При этом возможности россиян мало ущемлены. Они банально не желают идти на тяжелые работы с небольшой оплатой, а если соглашаются, то работодатели в подавляющем большинстве случаев их берут гораздо охотнее, нежели иностранных рабочих.

Однако для формирования каких-то более-менее серьезных выводов необходимо время – подождем, посмотрим.

В заключение стоит отметить, что здесь перечислены только наиболее значимые и обсуждаемые законы. На практике их было много, а проектов еще больше. Как вам нравится законодательный запрет носить сандалии без носков (к счастью, пока не ввели)? По мнению многих экспертов, законодатели поработали эффективно, и результаты их деятельности внушают оптимизм. Ждем продолжения в том же духе.