14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Материальные ценности: как правильно произвести учет, если подозреваете хищение

Инвентаризация«Деньги любят счет» — гласит известная поговорка. Материальные ценности тоже любят и счет, и учет, а потому как минимум раз в год во всех организациях, вне зависимости от их вида и формы собственности, проходит учет имеющихся материальных средств. Однако зачастую работодатели забывают о правилах проведения процедуры и в результате не имеют возможности взыскать ущерб с ответственного за матценности лица, если вдруг обнаруживается недостача или будет установлен факт хищения.

Не секрет, что действующее законодательство чаще бывает на стороне работника, а не работодателя: для доказательства вины работника, к примеру, если его нужно уволить за нарушение трудовой дисциплины, нужны «железные» доказательства, оформленные по всем правилам. С возмещением материального ущерба предприятию, который был выявлен при инвентаризации, ситуация такая же: ошибка в оформлении документов может стать причиной, по которой суд откажет в возмещении причиненного работником ущерба.

Как правильно считать материальные ценности

Инвентаризация по умолчанию предполагает сверку имеющихся в наличие материальных ценностей, в том числе основных средств, готовой продукции, материалов и т. д. – с бухгалтерскими документами. Поскольку несоответствие имеющихся в наличие материальных ценностей и данных бухучета, обусловленное недобросовестностью работников или просто их халатностью, может быть выявлено при любой проверке, то все, связанные с инвентаризацией документы, всегда должны оформляться по закону. Чтобы их нельзя было опротестовать в судебном порядке.
Вот лишь несколько примеров, при которых результаты проверки могут быть оспорены или вообще считаться недействительными:

  • Инвентаризация проведена без материально ответственного лица, который подтвердит, что проверка проходила по правилам, и на документах отсутствует его подпись.
  • Ошибки в оформлении инвентаризационного приказа: нет сроков проведения, перечень имущества, подлежащего инвентаризации, а также члены комиссии
  • Неправильно оформлена инвентаризационная опись

Если возникли подозрения

Если у руководства компании есть основания подозревать сотрудников в недобросовестности или просто хочется быть на 100% уверенным в соблюдении правил проведения проверки и ее непредвзятости, лучше пригласить специалистов из консалтинговой компании. В этом случае можно быть уверенным в правильности полученных данных и в том, что вся инвентаризационная документация будет оформлена грамотно, без невольных или специальных ошибок, которые затруднят взыскание нанесенного ущерба с материально ответственного лица.