14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Взыскание со страховых компаний ущерба при ДТП юридическим лицом

Страховка – еще не гарантия того, что юридическому лицу, пострадавшему в ДТП, в полной мере возместят ущерб. Иногда за это нужно побороться, и нередко это происходит в суде. Но обо всем по порядку.

 

Работа со страховой компанией

Страховая компания в первую очередь требует документы, подтверждающие страховой случай.

  • Справка о ДТП. В справке должны быть указаны все повреждения. Если в автомобиле есть скрытые повреждения, не указанные в справке, то компания может отказать в выплате ремонта этих повреждений.
  • Копии протокола об админнарушении, составленного на месте ДТП, или постановление следователя о том, что участник ДТП не является виновником случая.
  • Страховое извещение, заполненное на месте ДТП. Если такого извещения нет, компания не может отказаться выплачивать страховку, основываясь только на том, что эксперт страховой фирмы не был вызван на место ДТП. Это не является обязательным условием для выплат.
  • Данные полиса ОСАГО виновника ДТП.

В течение 10-15 дней после возникновения ДТП нужно известить страховую компанию о случае. Лучше это сделать лично или в письменном виде. Уже на этом этапе не совсем честные фирмы прибегают к затягиванию процесса, назначая дату приема документов (например, через три недели, или отправляют в отделение, которое находится далеко от места проживания клиента). Если это ваш случай, то лучше уже на этом этапе подыскать юриста – такие компании и дальше будут морочить голову клиенту.

После того, как клиент написал заявление о страховом случае, эксперт со стороны компании осматривает автомобиль потерпевшего, и составляет акт осмотра.

К сожалению, сумма возмещения, подсчитанная на основании акта осмотра, в большинстве случаев не соответствует реальным затратам на ремонт. Страховщики не заинтересованы в максимальных или даже реальных выплатах, поэтому обычно оценивается минимальная стоимость замены деталей, ремонтных работ и так далее.

Поэтому приходится делать независимую экспертизу, которая обходится в несколько тысяч рублей. Но и тут нужно быть осторожней. Есть эксперты, которые слишком завышают оценку. Если она будет существенно контрастировать с актом коллеги из страховой фирмы, суд может назначить дополнительную экспертизу.

 

Независимая экспертиза

С актом осмотра, который был проведен страховой компанией, пострадавший обращается к независимым экспертам. Оценка ущерба может быть проведена на основании акта, а можно пригласить специалиста для непосредственного осмотра автомобиля. Второй вариант дороже, но надежнее: будут оценены все скрытые повреждения, осмотр будет тщательнее. За несколько дней до такой экспертизы можно известить об этом страховую компанию – обычно на место проведения оценки ущерба приезжает и специалист от компании. Нужно ли это делать? Да, если есть надежда на то, что удастся добиться выплат без суда.

Если поврежденный автомобиль новый (для иномарок – 5 лет, для отечественных – 3), а износ не превышает 40%, то можно сразу же провести экспертизу для оценки УТС.

Утрата товарной стоимости рассчитывается из сравнения цены на автомобиль до ремонта и после него. УТС практически не выплачивается страховщиками, поэтому, если дело пойдет в суд, стоимость ущерба за счет УТС будет больше.

Независимая экспертиза не обязательно должна проводиться до ремонта. Специалиста можно пригласить и после, но тогда нужно тщательно хранить абсолютно все чеки, квитанции об оплате эксперта, автодеталей и ремонтных работ.

 

Досудебное урегулирование

Перед подачей иска в суд рекомендуем направить в компанию письмо с претензией о разнице между фактической оценкой ущерба и оценкой, которую дала компания. Через 10-15 дней, если ответа на претензию клиент не получил или этот ответ не удовлетворил его, можно написать в надзорный орган, который контролирует работу страховых компаний.

Такое поведение клиента обычно не имеет результата, взыскания ущерба со страховой компании все равно приходится добиваться в суде. Но попытка досудебного урегулирования – козырь в деле клиента.

 

Взыскание через суд

Суд также потребует все документы, которые касаются ДТП, ремонта, экспертных оценок и досудебного урегулирования конфликта. В течение месяца после подачи иска дело рассматривается и проводится первое заседание. На рассмотрение дела суду может потребоваться 3-6 заседаний, соответственно, пройдет 3-6 месяцев. После принятия судового решения у сторон есть месяц на его оспаривание. Если решение было принято в пользу клиента компании, не было обжаловано и вступило в силу, из суда необходимо забрать исполнительный лист. С этим документом клиенту нужно обратиться в банк, в котором компания имеет счет.

 

Получение взыскания

Исполнительный лист необходимо отдать в банк на подпись. Там же нужно будет написать заявление на получение взыскания. В течение 3-х банковских дней (не позже) средства должны быть перечислены на счет заявителя.

Бывает, что на счету страховой компании недостаточно средств или они отсутствуют (последний вариант тоже не редкость, если это сомнительная фирма). Тогда исполнительный лист возвращается заявителю. Нередко страховщики, получив от банка уведомление о получении исполнительного листа, быстро списывают средства или переводят их на другие счета. Но такие манипуляции можно предотвратить, если четко зафиксировать время подачи заявления (вплоть до формата «дата, часы, минуты»). Банки обязаны списывать со счета страховой компании в первую очередь средства по исполнительным листам. Если будет доказан факт нарушения очередности списания средств, банку грозит серьезный штраф. Клиенту важно помнить об этом.

Итак, как можно видеть, процесс взыскания ущерба со страховых компаний по ДТП – дело довольно трудоемкое. Юрлицу приходится тратить месяцы на то, чтобы получить законную страховку. Гораздо проще это сделать с помощью юристов. Тогда будет достаточно оформить доверенность, а все остальные хлопоты возьмет на себя специалист.