14 лет на рынке
10877 кассационных дел
8679 апелляционных дел
40136 судебных споров
320346 судебных заседаний
1500000 консультаций в год
Правовая поддержка
добавочный 914,
с 9:00 до 21:00, без выходных

Досудебная претензия по договору

  Вопрос:

У меня есть небольшое ООО. Возникла необходимость подать в суд на контрагента за просрочку оплаты. Выяснил, что теперь прежде чем обратиться в арбитраж для досудебного урегулирования надо направить контрагенту досудебную претензию по договору. Раньше мы никогда внимания таким формальностям не уделяли.

Какими документами подтвердить направление ответчику досудебной претензии? Существуют какие-то обязательные правила её составления? Также хотелось бы узнать, какие изменения внести в наши текущие договоры в связи с новым обязательным досудебным направлением претензии?

  Ответ юриста:

С 01.06.2016 необходимым условием для передачи в суд экономических споров является соблюдение обязательного досудебного порядка их урегулирования. Исключения (то есть споры, на которые соответствующее требование не распространяется) предусмотрены ч. 5 ст. 4 АПК РФ.

Под соблюдением обязательного досудебного порядка закон понимает направление противоположной стороне претензии. Судебная практика пока не сложилась, но вероятен сугубо формальный подход судов к содержанию указанного документа. Это означает, что соблюдением обязательного порядка будет считаться направление претензии, содержащей:

  • требования, тождественные заявленным в исковом заявлении;
  • указание на намерение пострадавшей стороны обратиться в суд.

Претензия должна быть направлена не позднее, чем за 30 календарных дней до даты передачи искового заявления в суд. Указанный срок может быть изменен сторонами - достаточно включить в договор условие о согласовании иного срока досудебного урегулирования.

Наименование документа, который вы приложите к исковому заявлению в качестве доказательства того, что меры для досудебного разрешения спора предприняты, зависит от способа доставки претензии, который вы изберете.

К исковому заявлению можно приложить нижеперечисленные документы в качестве доказательства направления претензии:

Претензия направлена заказным  письмом

Почтовая  квитанция,  уведомление о вручении. Факультативно можно  приложить распечатку с сайта ФГУП «Почта России» о движении письма.

Претензия направлена ценным письмом

Почтовая квитанция, опись  вложения. Факультативно можно приложить упомянутую распечатку.

Претензия направлена через  курьерскую службу

Накладная доставляющей  организации, экспедиторская расписка.

Претензия передана через  нотариуса

Свидетельство о направлении документа,  выданное нотариусом.

 

Необходимо быть готовым доказать  при подаче  заявления в  суд следующие факты:

  1. Претензия была направлена контрагенту;
  2. В направленном документе содержатся требования, аналогичные  изложенным в  исковом заявлении.

К сожалению, при отправлении корреспонденции через почту  России  отсутствует возможность одновременно заверить у сотрудника почты опись вложения и получить  уведомление о доставке. Заверенная  опись вложения прилагается  к  письмам,  которые  именуются «ценными». Ценные письма не доставляются адресату,  вместо этого нему  направляют извещение с предложением получить ценное  письмо.

Описи вложения в заказные письма  сотрудники почты обычно  не  заверяют. Тем не  менее, именно  такой способ направления письма  позволяет получить  доказательство его получение адресатом. 

Рекомендуем в день направления претензии по почте  составить и передать по факсу  уведомление следующего содержания:

«Уважаемый контрагент! (Дата) в ваш адрес заказным (ценным) письмом была направлена претензия по договору (указать реквизиты договора). Претензия была  направлена из  почтового  отделения (указать данные об  отделении). Ориентировочный  срок  доставки ______.
Дата, подпись.
Приложение: текст претензии для предварительного ознакомления»

Вместе с этим уведомлением следует  направить по факсу копию претензии. Если впоследствии в  суде  ответчик будет ссылаться  на  то,  что  письмо им не  получено и досудебный порядок  не соблюден, помимо ссылки на абз. 2 ч. 1 ст. 165 ГК РФ можно  будет  представить  документ,  подтверждающий  направление факсимильной  копии. Напомним, что в абз. 2 ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ закреплено  правило  о том,  что сообщение считается доставленным,  если оно было направлено, но  не могло  быть вручено адресату по обстоятельствам,  за которые он  отвечает (например, не  пришел на почту за  письмом,  уклонялся от вручения ему заказного письма).

Обязательных правил оформления претензий нет. В них целесообразно указывать:

  • Дату составления.
  • Реквизиты договора, нарушение (несоблюдение) условий которого явилось основанием возникновения спора.
  • В чем выразилось нарушение (либо несоблюдение условий договора) со ссылкой на конкретный пункт договора.
  • Зачастую к отношениям сторон по исполнению договора применяются не только условия договора, но и нормы законодательства. Если фактически права и интересы одной из сторон нарушены неисполнением какой-либо нормы закона, вместе с описанием нарушения должна быть ссылка на соответствующую норму закона.
  • Способ восстановления нарушенных прав, которыми намерена воспользоваться пострадавшая сторона.
  • Если восстановление нарушенных прав предполагает возмещение убытков либо взыскание неустойки, в претензию или приложение к ней целесообразно включить соответствующий расчет.
  • Указание ФИО и должности подписавшего лица, а также документа, предоставившего указанному лицу полномочия на подписание претензии.

Принимая решение о форме претензии и полномочиях на ее подписание, стоит руководствоваться тем, что претензия содержит условия односторонней сделки. К большинству претензий применимо требование о письменной форме сделки. Тем не менее, в договоре стороны могут согласовать различные нюансы, касающиеся формы и порядка составления претензий. Например, стороны могут согласовать в договоре:

  • Составление претензии только на бланке определенной формы.
  • Возможность использования факсимильного воспроизведения при составлении претензий (это целесообразно, если речь идет о небольших нарушениях и о суммах, которые стороны не считают значительными).
  • Предоставление права подписания претензии определенным сотрудникам организации либо необходимость визирования текста претензии определенными сотрудниками.

По общему правилу, без дополнительных полномочий подписывать исходящие от организации документы имеет право лицо, которому такое право предоставлено Уставом организации. При отсутствии в договоре указаний на предоставление соответствующего полномочия иным сотрудникам, к претензии должна быть приложена копия доверенности на право подписания ими соответствующего документа от имени организации. Недостаточно указания в тексте доверенности ссылки на некий внутренний документ организации (Приказ, должностную инструкцию и пр.).

Целесообразно в тексте договора не ограничиваться констатацией факта, что «возникшие споры разрешаются согласно нормам закона», а заранее предусмотреть:

  • форму составления досудебной претензии;
  • порядок её направления.

В законе порядок направления юридически значимых уведомлений закреплен весьма приблизительно. При этом возможность обратиться в суд зависит от наличия документа, подтверждающего сам факт направления претензии и дату ее направления. Следовательно, значительное количество времени и нервов можно сэкономить, согласовав в договоре определенный способ направления досудебной претензии. Таковым может являться:

  • заказное или ценное письмо с уведомлением;
  • использование курьерской службы;
  • отправление через нотариуса.

Срок, по истечении которого направившая претензию и не получившая ответ сторона вправе передать спор в суд. Включение в договор соответствующего условия крайне целесообразно. При его отсутствии применяется отведенный законом на досудебное урегулирование срок, который составляет 30 календарных дней. Он исчисляется с момента направления претензии. Если стороны считают, что с учетом имеющихся способов связи указанный срок чрезмерен или наоборот недостаточен – могут предусмотреть в договоре иной устраивающий их период времени. Оптимально согласовать срок обязательного досудебного урегулирования путем указания начальной даты и определенного количество дней, которые должны истечь. Например, начальная дата – дата направления претензии, окончание срока на досудебное урегулирование – истечение определенного количества дней с начальной даты.